<<< назад

10 августа

День первый

Невинномысск – посёлок Архыз – долина Большой Дукки

Утром мы сошли в Невинномысске. Кроме нас там же вышли из поезда еще 2 группы туристов. Но они направлялись в другие горные районы. Сумку с ненужными в походе вещами мы оставили в камере хранения вокзала на 11 суток, что стоило нам почти 900 рублей. Надо сказать, указатели в здании невинномысского вокзала могут ввести в замешательство. Если желаете найти по указателям камеру хранения или туалет, то вы попадете совсем не туда, куда нужно. Поэтому лучше спросить у персонала. Чтобы воспользоваться камерой хранения нужно обратиться в окно дежурного по вокзалу. Она выписывает квитанцию, берет деньги, а потом идет вместе с вами собственно в камеру, которая обычно всегда заперта на ключ.

Такси мы заказали два дня назад еще будучи дома. Здесь же за полчаса до прибытия лишь позвонили уточнить время подачи машины. Такси называлось «Волга», что в северокавказском городе стоящем на р. Кубань, могло наверное означать только то, что все машины у них – это ГАЗы. По крайней мере за нами действительно подъехала черная Волга, работающая на газе. Таксист был русский простоватый такой дядька, к сожалению не слишком разбирающийся и интересующийся местным краеведением.

Мы сразу уточнили, что хотим проехать несколько дальше поселка Архыз  к месту, откуда должен начаться наш маршрут похода. Это еще 16 км по дороге неизвестного качества. Но по пути нужно будет еще получить пропуск в архызском отделении погрануправления. Сколько будет стоить эта поездка, можно было только догадываться. Вообще же поездка Невинномысск – Архыз стоит 1600 р. из расчета 10 р./км.

Какими-то окольными путями, так и не увидев толком города, мы выехали на трассу и вскоре пересекли границу Ставропольского края и КЧР. Основная дорога ведет через город Черкесск, но Сергей (так звали водителя) решил поехать более короткой дорогой, которой он никогда прежде не ездил. Просто ради интереса. Свернув с трассы, мы попали на неширокую дорогу, которая часто шла через поселки с нерусскими названиями типа: Пасучье-Дахе, Кош-Хабль, Хабез. Поэтому ехали не быстро.

Река Зеленчук в окрестностях Кош-Хабля

Башня Адиюх

Проехав населенный пункт Жако, впереди в плотной дымке мы увидели кавказские горы. Можно было различить снежники на вершинах. Стало заметно, как воздух за бортом, несмотря на сияющее в безоблачном небе солнце, стал заметно прохладнее. Как будто кто-то снаружи включил кондиционер.

На горизонте – Большой Кавказ

Последний крупный населенный пункт перед Архызом – это станица Зеленчукская. После нее мы проехали мимо странного сооружения показавшееся сперва стадионом необычайных размеров в поперечнике, но когда показались ворота с надписью РАТАН 600, все сразу стало понятно. Ведь это был крупнейший некогда в СССР радиотелескоп академии наук диаметром 600м.

Теперь дорога шла вдоль реки Большой Зеленчук. Поселков стало меньше, а гор соответственно больше

Дорога в Архыз идет вдоль реки Большой Зеленчук

Въезжаем в поселок Архыз и любуемся склонами

Хребта Абишира-Ахуба

Наконец мы прибыли в поселок Архыз, но не останавливаясь, быстро его проехали, так как Архызское погрануправление находится в 3-х километрах дальше поселка. Асфальт кончился и пошла широкая выровненная грейдером, но плохо укатанная щебенка. К сожалению, мы подъехали к воротам управления аккурат к началу обеда (с 13 до 14), и теперь нам нужно было ждать целый час. Этот час мы провели на берегу красивой бурной речки Псыш, перекусив купленными утром на вокзале пирожками. Макарку разули и пустили ходить босиком по мокрым круглым камням на берегу, а он быстро залез в ледяную воду.

Река Псыш

К двум часам у ворот погрануправления начал подтягиваться народ на машинах, и когда наконец оттуда вышла девушка в форме, ее сразу обступили и начали засыпать вопросами типа: когда будет пропуск, чего надо писать, сколько ждать? Я так понял, что у них в управлении не работал какой-то компьютер, и они не могли получить разрешение из Черкесска на выписывание пропусков. Поэтому этим людям девушка отвечала, что разрешение будет только завтра. Люди понуро расходились. Наши же пропуска были готовы уже давно и были тут же мне выданы.

Тем временем погода испортилась. Из горных ущелий наползли тучи и грозили вот-вот пролиться дождем. Мы двинули дальше на Дукку, Так я называю место, где сливаются реки Дукка и Речепста, давая начало реке Архыз. От этого места начинается популярный маршурт по долине Дукки на озеро Семицветное, лежащее у истоков реки.

Дорога к Дукке

Сергей

И вот мы на развилке. Уходящая влево грунтовка спускается к мосту через Речепсту, которая тут же сливается с подходящей слева Дуккой.

Выходить из машины в дождь в обычной ситуации наверное было бы неприятно, но мы в этот момент испытывали скорее какой-то подъем или возбуждение. Всё-таки начало похода! Тем более, что непрекращающиеся на протяжении полутора месяцев жара и засуха, а также небывалые лесные пожары в Тольятти нас конкретно достали. А тут – такая прелесть!

Были одеты непромокаемые куртки и штаны, на рюкзак и на переноску Макара – чехлы от дождя. Сергей взял за всю поездку 2000 р., хотя мы опасались, что будет дороже. Также он дал мне свой телефон, чтобы в конце похода я за день ему позвонил.

Распрощавшись с таксистом, мы двинули вниз к мосту. Тем временем дождик стал совсем слабым. Всё конечно же было мокрое, по дороге в канавках текли ручьи воды, но особенной грязи нигде не было. Обрывки низких облаков зацепились за верхушки лиственниц на склонах гор. Прохладно. Где-то вдалеке периодически громыхало, но определить, откуда звук было практически невозможно. В горах раскаты грома длятся долго, а из-за переотражения  от хребтов звук идет со всех сторон.

Сразу за мостом дорога не круто пошла вверх по долине. Река Дукка шумела слева по ходу движения. За рекой – лесистые склоны хребта Габулу-Чат. Справа от дороги – более открытые склоны хребта Аркасара. Здесь же за рекой мы заметили среди лиственниц небольшой лагерь. От сырого, нежелающего гореть костра, тянулся дымок. После дождя речной поток шел грязный, и я опасался, что нам придется сегодня довольствоваться такой водой, потому что другой воды у нас с собой практически не было. Мы решили, что на переходах каждый будет нести лишь по 0,5 л бутылочке, периодически пополняя запас во встречающихся ручейках.

Мой груз на начало похода около 35 кг включая палатку в руке

Вид вперёд

Светин груз около 18 кг. Значительно не изменится

Вид назад

Макарка в переноске чувствовал себя хорошо. Ему даже было весело, потому что в чехле от дождя он был как в домике.

Через 2 км мы дошли до места впадения в Дукку речки Темир-Кулак. Она спускается по одноименной долине подходящей слева. Вода в ней чистая. И тут же на другом берегу видим еще один лагерь.

Ручей Темир-Кулак впадает в Дукку

Голодные туристы сожрали коня?

В подобных местах расположения палаточных лагерей как правило имеются автомобильные броды-переезды через реку. Конечно не на всякой машине можно рискнуть проехать там. В данном случае Приора осталась стоять на дороге, но так чтобы ее было видно из расположенного за рекой лагеря.

Еще метров через 400 слияние Большой и Малой Дукк. Наш путь лежит вверх по долине Большой Дукки, а Малая впадает справа по ходу движения, поэтому ее придется переходить вброд ввиду отсутствия какого-либо моста. Брод в этом месте хорошо просматривается, так как является автомобильным переездом. Оказалось совсем не глубоко, но очень холодно. А еще оказалось, что вся грязь идет именно из М.Дукки, а вода в Б. Дукке абсолютно чистая.

Переход через Малую Дукку

Пёс пастуха тощ

Поднявшись от брода в долину реки, миновали пастуший кош и начали подыскивать место для ночлега. Хотя было еще довольно рано – только половина пятого, да и нельзя сказать, что мы очень устали. И все же надрываться в первый же день похода совсем не хотелось, да и вообще, в горах ведь полагается какая-то акклиматизация.

Начинаем искать место для стоянки

Вид вверх по долине

Примерно через километр после коша увидели слева внизу у самой речки небольшую и вроде бы достаточно плоскую травяную лужайку. Мы спустились туда и уже начали собирать палатку, но тут я понял, что ставить ее здесь особо некуда. Под густой травой из земли сочилась влага. Противоположный берег реки был лесист и более высок, но перейти к нему вброд мы не решились. Пришлось подняться чуть повыше обратно к дороге. На склоне обнаружился небольшой почти плоский уступчик с невысокой травой, где мы и поставили палатку.

Наш первый лагерь

Макар разминается после долгого сидения в переноске

Дождь к этому времени вообще прекратился. Но сырость и прохлада сохранялись до позднего вечера, несмотря на то, что перед заходом солнца небо расчистилось.

Долина Большой Дукки. Вид на север вниз по долине

Долина Дукки в этом месте имеет V-образный профиль, и хотя по берегам реки нет высоких обрывов, пойма практически отсутствует. Правый (орографически, то есть по течению реки) борт длины от самого русла покрыт густым хвойным лиственничным лесом (это хребет Темир-Кулак). На левом борту долины -преимущественно сосновый лес, начинающийся не сразу от реки, а несколько выше дороги (это хребет Аркасара). Высота уреза воды в реке здесь примерно 1930 м над уровнем моря.

Вид на юг вверх по долине

Лиственичный лес на склонах

хр. Темир-Кулак

На горелке приготовили ужин. Макар почти ничего не поел, но на такой случай у него есть мамино молоко. Зато он здорово побесился в палатке с ковриками, и это стало в дальнейшем его любимым занятием, так как все игрушки были оставлены в камере хранения. На прогулке Макарка не обращал никакого внимания на окружающие горы. Привлекала его только речка и возможность поковыряться на берегу. А когда ему надоедало ходить самому, он с удовольствием катался у папы на шее.

Около 7 вечера мимо нас прошла отара. Овцы неспешно возвращались из верхней части долины вниз, к кошу. К нам подошел поболтать один из пастухов. Рассказывал про живущих в здешних лесах медведей, о том, как иногда они задирают отбившихся от стада и забравшихся слишком высоко в лес барашков. Сразу скажу, за весь поход мы ни одного медведя так и не встретили.

В девятом часу на склонах появились еще 3 заблудшие овцы. Пощипывая траву, они медленно но исправно двигались в сторону коша.

Около девяти, с наступлением сумерек, мы завалились спать под звуковым сопровождением реки. Кстати, я обратил внимание на такой любопытный факт, что совсем рядом с рекой, всего метрах в десяти от нее, шум воды стоит не такой сильный, как если подняться повыше на борт  долины, с которого можно охватить взглядом гораздо бОльший участок бурлящего потока.