10 августа |
День первый |
Невинномысск – посёлок Архыз – долина Большой Дукки |
|
Утром мы сошли в Невинномысске. Кроме
нас там же вышли из поезда еще 2 группы туристов. Но они направлялись в
другие горные районы. Сумку с ненужными в походе вещами мы оставили в камере
хранения вокзала на 11 суток, что стоило нам почти 900 рублей. Надо сказать,
указатели в здании невинномысского вокзала могут ввести в замешательство.
Если желаете найти по указателям камеру хранения или туалет, то вы попадете
совсем не туда, куда нужно. Поэтому лучше спросить у персонала. Чтобы
воспользоваться камерой хранения нужно обратиться в окно дежурного по
вокзалу. Она выписывает квитанцию, берет деньги, а потом идет вместе с вами
собственно в камеру, которая обычно всегда заперта на ключ. |
Такси мы заказали два дня назад еще будучи дома. Здесь же за полчаса до прибытия лишь
позвонили уточнить время подачи машины. Такси называлось «Волга», что в
северокавказском городе стоящем на р. Кубань, могло
наверное означать только то, что все машины у них – это ГАЗы.
По крайней мере за нами действительно подъехала
черная Волга, работающая на газе. Таксист был русский простоватый такой
дядька, к сожалению не слишком разбирающийся и интересующийся местным
краеведением. |
Мы сразу уточнили, что хотим проехать
несколько дальше поселка Архыз к
месту, откуда должен начаться наш маршрут похода. Это еще |
Какими-то окольными путями, так и не
увидев толком города, мы выехали на трассу и вскоре пересекли границу
Ставропольского края и КЧР. Основная дорога ведет через город Черкесск, но
Сергей (так звали водителя) решил поехать более короткой дорогой, которой он
никогда прежде не ездил. Просто ради интереса. Свернув с трассы, мы попали на
неширокую дорогу, которая часто шла через поселки с нерусскими названиями
типа: Пасучье-Дахе, Кош-Хабль,
Хабез. Поэтому ехали не быстро. |
Проехав населенный пункт Жако, впереди
в плотной дымке мы увидели кавказские горы. Можно было различить снежники на
вершинах. Стало заметно, как воздух за бортом, несмотря на сияющее в
безоблачном небе солнце, стал заметно прохладнее. Как будто кто-то снаружи
включил кондиционер. |
Последний крупный населенный пункт
перед Архызом – это станица Зеленчукская. После нее мы проехали мимо
странного сооружения показавшееся сперва стадионом
необычайных размеров в поперечнике, но когда показались ворота с надписью
РАТАН 600, все сразу стало понятно. Ведь это был крупнейший некогда в СССР
радиотелескоп академии наук диаметром 600м. |
Теперь дорога шла вдоль реки Большой
Зеленчук. Поселков стало меньше, а гор соответственно больше |
Дорога в Архыз идет вдоль реки Большой Зеленчук |
Въезжаем в поселок Архыз и любуемся склонами Хребта Абишира-Ахуба |
Наконец мы прибыли в поселок Архыз, но не останавливаясь, быстро его проехали, так как Архызское погрануправление
находится в 3-х километрах дальше поселка. Асфальт кончился
и пошла широкая выровненная грейдером, но плохо укатанная щебенка. К
сожалению, мы подъехали к воротам управления аккурат
к началу обеда (с 13 до 14), и теперь нам нужно было ждать целый час. Этот
час мы провели на берегу красивой бурной речки Псыш,
перекусив купленными утром на вокзале пирожками. Макарку
разули и пустили ходить босиком по мокрым круглым камням на берегу, а он
быстро залез в ледяную воду. |
К двум часам у ворот погрануправления начал подтягиваться народ на машинах, и когда наконец оттуда вышла девушка в форме, ее сразу
обступили и начали засыпать вопросами типа: когда будет пропуск, чего надо
писать, сколько ждать? Я так понял, что у них в управлении не работал
какой-то компьютер, и они не могли получить разрешение из Черкесска на выписывание
пропусков. Поэтому этим людям девушка отвечала, что разрешение будет только
завтра. Люди понуро расходились. Наши же пропуска были готовы уже давно и
были тут же мне выданы. |
Тем временем погода испортилась. Из
горных ущелий наползли тучи и грозили вот-вот пролиться дождем. Мы двинули
дальше на Дукку, Так я называю место, где сливаются
реки Дукка и Речепста,
давая начало реке Архыз. От этого места начинается популярный
маршурт по долине Дукки
на озеро Семицветное, лежащее у истоков реки. |
И вот мы на развилке. Уходящая влево
грунтовка спускается к мосту через Речепсту,
которая тут же сливается с подходящей слева Дуккой. Выходить из машины в дождь в обычной ситуации наверное было бы неприятно, но мы в этот момент
испытывали скорее какой-то подъем или возбуждение. Всё-таки начало похода!
Тем более, что непрекращающиеся на протяжении
полутора месяцев жара и засуха, а также небывалые лесные пожары в Тольятти нас
конкретно достали. А тут – такая прелесть! Были одеты непромокаемые куртки и
штаны, на рюкзак и на переноску Макара – чехлы от дождя. Сергей взял за всю
поездку 2000 р., хотя мы опасались, что будет дороже. Также он дал мне свой
телефон, чтобы в конце похода я за день ему позвонил. Распрощавшись с таксистом, мы двинули
вниз к мосту. Тем временем дождик стал совсем слабым. Всё
конечно же было мокрое, по дороге в канавках текли ручьи воды, но особенной
грязи нигде не было. Обрывки низких облаков зацепились за верхушки лиственниц
на склонах гор. Прохладно. Где-то вдалеке периодически громыхало, но
определить, откуда звук было практически невозможно. В горах раскаты грома
длятся долго, а из-за переотражения от хребтов звук идет со всех сторон. Сразу за мостом дорога не круто пошла
вверх по долине. Река Дукка шумела слева по ходу
движения. За рекой – лесистые склоны хребта Габулу-Чат.
Справа от дороги – более открытые склоны хребта Аркасара.
Здесь же за рекой мы заметили среди лиственниц небольшой лагерь. От сырого,
нежелающего гореть костра, тянулся дымок. После дождя речной поток шел
грязный, и я опасался, что нам придется сегодня довольствоваться такой водой,
потому что другой воды у нас с собой практически не было. Мы решили, что на
переходах каждый будет нести лишь по |
Мой груз на начало
похода около 35 кг включая палатку в руке Вид вперёд |
Светин груз около 18 кг.
Значительно не изменится Вид назад |
Макарка в переноске чувствовал себя хорошо. Ему даже было
весело, потому что в чехле от дождя он был как в домике. Через |
В подобных местах расположения
палаточных лагерей как правило имеются автомобильные
броды-переезды через реку. Конечно не на всякой
машине можно рискнуть проехать там. В данном случае Приора осталась стоять на
дороге, но так чтобы ее было видно из расположенного за рекой лагеря. Еще метров через 400 слияние Большой и
Малой Дукк. Наш путь лежит вверх по долине Большой Дукки, а Малая впадает справа по ходу движения, поэтому
ее придется переходить вброд ввиду отсутствия какого-либо моста. Брод в этом
месте хорошо просматривается, так как является автомобильным переездом.
Оказалось совсем не глубоко, но очень холодно. А еще оказалось, что вся грязь
идет именно из М.Дукки, а вода в Б. Дукке абсолютно чистая. |
Поднявшись от брода в долину реки,
миновали пастуший кош и начали подыскивать место для ночлега. Хотя было еще
довольно рано – только половина пятого, да и нельзя сказать, что мы очень
устали. И все же надрываться в первый же день похода совсем не хотелось, да и
вообще, в горах ведь полагается какая-то акклиматизация. |
Примерно через километр после коша
увидели слева внизу у самой речки небольшую и вроде бы достаточно плоскую
травяную лужайку. Мы спустились туда и уже начали собирать палатку, но тут я
понял, что ставить ее здесь особо некуда. Под густой травой из земли сочилась
влага. Противоположный берег реки был лесист и более высок, но перейти к нему
вброд мы не решились. Пришлось подняться чуть повыше обратно к дороге. На
склоне обнаружился небольшой почти плоский уступчик с невысокой травой, где
мы и поставили палатку. |
Дождь к этому времени вообще
прекратился. Но сырость и прохлада сохранялись до позднего вечера, несмотря
на то, что перед заходом солнца небо расчистилось. |
Долина Дукки
в этом месте имеет V-образный профиль, и хотя по берегам реки нет высоких обрывов,
пойма практически отсутствует. Правый (орографически,
то есть по течению реки) борт длины от самого русла покрыт густым хвойным
лиственничным лесом (это хребет Темир-Кулак). На левом борту долины -преимущественно сосновый лес, начинающийся не сразу от
реки, а несколько выше дороги (это хребет Аркасара).
Высота уреза воды в реке здесь примерно |
На горелке приготовили ужин. Макар
почти ничего не поел, но на такой случай у него есть мамино молоко. Зато он здорово побесился в палатке с ковриками, и это стало в
дальнейшем его любимым занятием, так как все игрушки были оставлены в камере
хранения. На прогулке Макарка не обращал никакого
внимания на окружающие горы. Привлекала его только речка и возможность
поковыряться на берегу. А когда ему надоедало ходить самому, он с
удовольствием катался у папы на шее. Около 7 вечера мимо нас прошла отара.
Овцы неспешно возвращались из верхней части долины вниз, к кошу. К нам
подошел поболтать один из пастухов. Рассказывал про живущих в здешних лесах
медведей, о том, как иногда они задирают отбившихся от стада и забравшихся
слишком высоко в лес барашков. Сразу скажу, за весь поход мы ни одного
медведя так и не встретили. |
|
|
|
|
|
|
В девятом часу на склонах появились еще
3 заблудшие овцы. Пощипывая траву, они медленно но
исправно двигались в сторону коша. Около девяти, с наступлением сумерек,
мы завалились спать под звуковым сопровождением реки. Кстати, я обратил
внимание на такой любопытный факт, что совсем рядом с рекой, всего метрах в
десяти от нее, шум воды стоит не такой сильный, как если подняться повыше на
борт долины, с которого можно охватить
взглядом гораздо бОльший участок бурлящего потока. |
||