Семейный поход в Архыз с ребенком

Август 2010 г.

Автор – Александр Ургалкин

 

Содержание:

День 1.    Невинномысск – посёлок Архыз – долина Большой Дукки

День 2.    Долина Большой Дукки – озеро Семицветное

День 3.    Озеро Семицветное – перевал Дукка – безымянное озеро на полке

День 4.    Безымянное озеро на полке – перевал Айюлю – долина реки Белой

День 5.    Долина реки Белой -  река Псыш – поляна Таулу

День 6.    Поляна Таулу – Софийская долина – «Ледниковая Ферма»

День 7.   «Ледниковая ферма» - Софийское седло – «Ледниковая ферма»

День 8.   «Ледниковая ферма»

День 9.   «Ледниковая ферма» - Ущелье Ак-Айры – Софийские озёра

День 10.  Софийские озера – Перевал Караджаш – озеро Кратерное – ущелье Кашха-Эрикчат   озеро Ойматлы Джагалы-Кёль

День 11.    Озеро Ойматлы Джагалы-Кёль – Софийская долина – Поляна Таулу - река Псыш

День 12.    Река Псыш – посёлок Архыз - Невинномысск

 

ПЛАН ПОХОДА

По клику откроется большое изображение ( 1Мб )

 

 

вперёд >>>

 

Вступление

 

Идея пешего похода в горный район Архыз не могла не родиться после первого нашей вылазки в горы Кавказа в районе г. Фишт в 2007г. Почему был выбран именно Архыз?

На северном Кавказе (на территории РФ) со времен СССР существуют много знаменитых районов горного туризма, таких как: Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Безенги и т.п. Все эти районы расположены в непосредственной близости от ГКХ (главного Кавказского хребта), по которому проходит граница с Грузией, в области максимальных высот горного массива. Среди перечисленных, Архыз занимает самое северо-западное положение и отличается не такими уж большими высотами. Достаточно сказать, что главная вершина Архыза – г. София высотой (3637 м). Не смотря на то, что на самом деле доминирует в данном районе расположенная в 10 км западнее на ГКХ вершина Пшиш (3790 м), тем не менее, большинство туристов идут в протянувшуюся недалеко от поселка Архыз легкодоступную долину реки София, над которой, конечно же высится одноименный пик. Гору Пшиш отсюда совсем и не видно.

Наиболее глубоко врезанные речные долины Архыза лежат на высоте всего около 1500 м над уровнем моря. Поэтому в нижней своей части (до высот 1800-2000 м) склоны гор довольно лесисты. Выше кромки леса хорошо развита луговая альпийская растительность. Еще выше (от 2800 м) – безжизненные нагромождения скал и камней, ледники и снежники. То есть налицо ярко выраженная высотная зональность, что делает прогулки по таким горам совсем не скучными.

Но самое главное, почему был выбран именно Архыз – огромное количество горных озер. Во время прошлого похода на Фишт нам удалось посетить всего одно озерцо - Псенодах, да и то - наполовину пересохшее. На другое озеро – Хуко  нас просто не пустили. Вообще, горных озер в Краснодарском крае и Адыгее сравнительно мало.  В одном же только районе Архыза насчитывается более 70 озер!

Однако сие мероприятие пришлось отложить, что было вызвано появлением на свет в октябре 2008 г сына – Макара. В первое же свое лето 2009 г. он уже успел поучаствовать в разных вылазках на природу на машине, на лодке и даже в несколькодневных велопоходах. Макарке на природе нравилось, дорогу он переносил неплохо. Поэтому на следующее лето 2010 г и был запланирован поход на Кавказ. Больше с этим тянуть было нельзя. Ребенок быстро растет и набирает вес. Самостоятельно осуществлять продолжительные переходы, пусть даже и без груза, он сможет не ранее чем в пятилетнем возрасте. А уже в 3 года он будет неподъемным для мамы. А ведь именно Свете придется его тащить в рюкзаке-переноске, так как мне нести еще больший груз – это все наши вещи и еда.

Весной я приобрел экспедиционный рюкзак объемом 120 л. Этому предшествовали мучительные метания между «Новатурами», «Басками» и «Снаряжением». Западные бренды почему-то не выпускают нормальных рюкзаков таких больших объемов. В итоге, прочитав статью Владимира Геллера о теории рюкзакостроения, я в полном смятении остановил свой выбор на рюкзаке Баск Анаконда, у которого к моему ужасу не было привычного каркаса из алюминиевых лат. Но в теории это должно было стать его преимуществом. Первые же полевые испытания рюкзака подтвердили теорию и отмели все мои опасения. Действительно, лишняя толщина вентилируемых подушек на спинке рюкзака, всякие анатомические выгибы лат, отдаляющие центр тяжести груза от спины делают переносимый груз только тяжелей, а при нормальной укладке вещей ничего острого в спину не упирается.

В тренировочных целях весной было осуществлено два небольших пеших походика, но по нашей лесостепи ходить пешком оказалось чересчур скучно, поэтому дальнейшие тренировки были заброшены.

Подготовка к походу также включала в себя подбор одежды, продумывание продуктовой раскладки (этим занималась Света), распечатка карт, приобретение билетов. Что касается одежды, то самой главной удачей оказалось приобретение мне и Светлане по паре трекинговых ботинок LOWA c мембраной Gore-Tex, но об этом позже.

От билетов на самолет пришлось отказаться по причине их дороговизны, так как озаботились этим мы слишком поздно. Самые дешевые авиабилеты раскупают уже за полгода. Пришлось брать билеты на поезд. А с маленьким ребенком (который к тому же пока еще на грудном вскармливании) лучше ехать в купе. Так что транспортные расходы оказались все равно весьма большими, учитывая также то, что от Невинномысска, докуда у нас взяты билеты, до Архыза - 160 км, и осуществлять этот трансфер мы решили на такси, опять-таки по причине присутствия в нашей команде столь маленького участника.

Заготовка провизии – вообще отдельная тема. Дело в том, что план предстоящего похода постоянно менялся с течением времени, пока шла подготовка. Причем все время в сторону усложнения. И если в начале мы вообще плохо себе представляли, что будем делать в Архызе – ну может поселимся на какой-то турбазе в поселке и будем делать по возможности радиальные прогулки с одной-двумя ночевками или без,  то в конце концов план вылился в 10-дневный автономный поход, маршрут которого построен без возможности пополнить запасы провизии. Должен признаться, что инициатором этого усложнения была Света, а я постоянно, но безуспешно сопротивлялся, так как понимал, что все эти усложнения сильно скажутся на моем выходном весе рюкзака. Так оно и вышло в итоге: одних только продуктов было заготовлено 17 килограмм. При чем всё это было сделано дома еще до отъезда, и сюда не входит еда на поезд. И хотя было тяжело, особенно в самом начале, надо отдать должное Свете - наше походное меню оказалось на редкость вкусным, разнообразным и достаточным. Количество еды было также рассчитано довольно точно.

Основу этого меню составляли всевозможные крупы, которые шли на утренние каши, приготавливаемые с применением сухого молока, и на гарниро-супы (при чем часть круп была закуплена сразу в виде готовых гарниров с овощами и грибами), макароны, картофельное пюре в виде сухого порошка, рыбные консервы (сайра), сухари (как магазинные сладкие, так и собственного приготовления), сырокопченая колбаса, сыр пармезан (он хорошо обезвожен).

Отдельного упоминания заслуживает так называемое сублимированное мясо, которое нам заменило традиционную тушенку. 3,5 кг свинины было порезано на маленькие кубики и несколько часов уваривалось в свином жире на слабом огне. Мясо примерно в 2 раза уменьшилось в объеме и весе, потеряв воду, но сохранив всю свою питательную ценность и вкус. Оно было расфасовано в 10 маленьких коробочек из-под детских соков и сверху залито жиром для консервации. Закрытые коробочки заматывались скотчем и еще для надежности обертывались в пищевую пленку. Такой продукт может очень долго храниться в летней жаре и не портиться, в чем мы убедились, испытав предварительно пробную партию.

Ну и конечно в состав провизии входили такие продукты как сахар, соль, чай, цикорий вместо кофе, мягкий щербет, орехи, цукаты, курага, леденцы…

Больным был вопрос о том, сколько газовых баллонов брать с собой. Предполагалось готовить горячую еду 3 раза в день в течение 10 полных дней похода (то есть без учета неполных дней приезда и отъезда). Каждое приготовление еды подразумевало варку какого-либо блюда (то есть быстрое доведение до кипения, а затем минут 10-15 на самом слабом огне), плюс кипячение воды на чай. Для этого у нас было 2 котелка: побольше и поменьше. Рассчитывать на частое разведение костров в горах было бы опасно. Я купил 2 больших 450 граммовых ковеевских баллона, хотя продавец в магазине сомневался, что нам их хватит на 10 дней. Забегая вперед обрадую: хватило-таки! Причём костер мы применяли для разогревания чая всего только пару раз.

Для походной фотосъемки в этот раз вместо тяжеленной зеркалки решено было взять легкую мыльницу Panasonic Lumix FZ-38, к которой за полгода пользования я даже успел проникнуться уважением, особенно когда начал снимать в RAW. А чтобы ее хватило на весь поход, заранее был приобретен запасной литий-ионный аккумулятор. Ну и карточка памяти на 16 Гб оказалась совсем не лишней.

Еще пара слов о получении пропусков. Многие туристические маршруты Архыза проходят в пятикилометровой пограничной зоне (госграница между РФ и Абхазией). Для пребывания в этой зоне в погрануправлении должен быть выписан пропуск. Пропуск делается не сразу, заказывать его лучше заблаговременно. В Интернете была информация, что факс с ходатайством надо посылать примерно за месяц, даны номера телефонов, адреса. Главное пограничное управление по Карачаево-Черкесской республике находится в г. Черкесск. Но заезжать в Черкесск за пропусками по пути в Архыз было бы не удобно, поэтому в ходатайстве лучше указать свое пожелание получить пропуска на погранзаставе в Архызе. Позвонив по указанным телефонам, мы узнали, что факс необходимо отправлять за неделю, причем и в Черкесск и в Архыз.

 

8 августа, на закате жаркого душного дня мы загрузились в купейный вагон поезда Самара – Кисловодск. Ехать нам до Невинномысска. Получается довольно неплохо: садимся на поезд вечером, сразу - спать, потом едем весь день, снова спим и утром следующего дня прибываем. Вагон оказался хороший – с ковриками и кондиционером. Правда, кондиционер работал только на ходу, а на длительных стоянках в купе постепенно становилось душно.

Чтобы втиснуть мой рюкзак (который весил около 33 кг) на верхнюю полку купе, из него пришлось вытащить какую-то часть вещей, чтобы он стал потоньше. Кроме походных вещей у нас была сумка с вещами в поезд: шлепанцы, игрушки и много книжек для Макарки, чтобы ему не было скучно, а еще его складной горшок. Доехали хорошо. Макар чувствовал себя в купе как дома, но также с удовольствием гулял на нечастых остановках.

 

Первое путешествие Макара на поезде

Игра с соседом по вагону

 

Прогулка по перрону Волгограда

 

 

вперёд >>>