<<< назад

18 августа

День девятый

«Ледниковая ферма» - Ущелье Ак-Айры – Софийские озёра

Накануне мы со Светой решили, что если с утра дождь не будет сильно барабанить по тенту, то быстренько сворачиваемся и валим отсюда на Софийские озера. Так оно и вышло. Дождя с утра не было. Но было по-прежнему хмуро и неприветливо. Руководитель соседнего функционально-ограниченного лагеря так же хмур. Никуда они сегодня почему-то не идут.

Мы позавтракали, сложили рюкзаки и перед тем как выйти, я избавился от новой порции мусора – возле балагана было что-то типа маленькой свалки. Хозяева говорили, что этот мусор сами отсюда потом вывозят. Кроме того, из-за незапланированных наших харчеваний на стороне, у нас образовался явный профицит провизии. Уже покидая стоянку, мы отдали немного круп и макаронных изделий в соседний лагерь. Теперь я уже явственно чувствовал, что мой рюкзак значительно полегчал.

Итак, время половина десятого и мы отправляемся в ущелье Ак-Айры, через которое лежит путь на Софийские озера. Сначала мы, двигаясь мимо палаточных лагерей на север, и не переходя на другой берег Софии, дошли до впадения в нее крупного ручья вытекающего из ущелья Ак-Айры. Тропа вывела нас к переправе через этот ручей с крутыми берегами. Перейдя на другой берег, начали круто набирать высоту и быстро миновали небольшой участок хвойного леса. Затем крутизна подъема уменьшилась,  выглянуло солнце и нам стало совсем хорошо.

Начало подъёма в ущелье Ак-Айры

Вид назад в долину Софии

Тропа шла вверх по густому травянистому лугу, мимо пасущегося рогатого скота. Мы поравнялись с небольшой группой отдыхающих туристов, которые тоже только начали подъем к озерам, и остановились передохнуть минут пять рядом с ними. А впереди уже открывалась величественная панорама ущелья, напоминавшая амфитеатр, с почти отвесных стен которого спадало несколько водопадов.

Ущелье Ак-Айры

Группа туристов тронулась в путь. Её главный костяк составляли несколько уже немолодых мужчин, гружёных тяжеленными рюкзаками, в которых позвякивали бутылки. Мы выдвинулись через пару минут, но вскоре ушли вперед и быстро оторвались от них. Почти до самых водопадов тропа шла со слабым набором высоты.

Русло ущелья оставалось при этом по левую руку. Перед водопадами начался крутой подъем по травянисто-осыпному склону, по которому петляло множество ручейков, стекающих от водопада. Четкой тропы тут не было видно, поэтому мы полезли сперва вперед к крайнему справа водопаду, а потом стали забирать вправо, чтобы пройти между скалами и кручей, поросшей редколесьем. В начале подъема, по левую руку открылся вид на еще один очень красивый водопад, прячущийся в глубоком и высоком скальном кулуаре.

Водопад в скальном кулуаре

Здесь нужно начинать уходить вправо

Вид налево

После непродолжительного, но довольно крутого участка мы поднялись выше нижнего ряда водопадов. Было видно тропку, уходящую куда-то влево прямо над водопадами. Нам же нужно продолжать забирать вправо – в сторону перевала Иркиз.

На этом снимке видно тропинку, идущую над водопадами

Мы перешли ручей, бегущий в овражке, немного перед этим передохнув. Пока сидели, снизу очень быстро поднялось два мужика в высоких трекинговых ботинках, у которых почти ничего не было из вещей. Они тоже шли в сторону Иркиза. Также быстро они скрылись из вида.

Небо снова затянуло сплошной облачностью. Начал накрапывать мелкий дождик. Мы напялили штормовки, переноску с Макаром закрыли большим полиэтиленовым дождевиком, но немного покапав дождь прекратился. Дальнейший подъем к Иркизу был средней крутизны, несколько скучноват из-за того, что рядом уже не было больше ручьев и водопадов. По обе стороны тянутся лысые скалистые хребты. Тропа петляет среди камней и рододендронов. Света случайно обнаружила рядом с тропой в траве некоторое количество тимьяна – душистая мелкая травка с сиреневыми цветочками. Набрали немножко, чтобы заваривать в чай.

Подъем в верхней части ущелья Ак-Айры

Найден тимьян

В 12 часов мы были уже у подножья перевала Иркиз. На самом деле ущелье Ак-Айры тянется еще дальше – в сторону перевала Баш-Джол, ведущему на западные склоны Софийского хребта, по которым можно спуститься к реке Псыш. Однако, наша цель - Софийские озера, а чтобы попасть к ним, необходимо в определенной точке перевалить тянущийся по правую руку хребет. Эта точка и есть перевал Иркиз, разделяющий верховья ущелья Ак-Айры, и ущелья (балки) Кашха Эрик-Чат. Оба эти ущелья спускаются на восток к реке София.

Впереди – перевал Иркиз.

Перевальную точку видно вверху снимка, немного правее центра

Подъем на перевал Иркиз, представляющий собой хорошо набитую тропу по очень крутому травянисто-осыпному склону, занял минут сорок. Высота перевала около 2900 м на уровнем моря. То есть мы сегодня набрали почти 1000 м по вертикали менее чем за 4 часа, чему явно поспособствовал мой полегчавший рюкзак.

Вид направо на подъеме к перевалу Иркиз

Образование оврагов на склонах хребта Чагет-Чат

Перевальная точка

С перевала нам открылась захватывающая дух панорама трех софийских озер, из которых среднее - самое большое, ближайшее к нам и самое бросающееся в глаза своим необычным ярко-лазурным цветом воды. Из этого озера справа вытекает ручей и через небольшой перешеек попадает в нижнее меньшее озеро похожего цвета. А самое маленькое озеро находится за большим и лежит выше него. Они также соединены ручьем. В большом озере возле берега плавала крупная пыльная льдина, с чьими-то следами. Слева над озером возвышается вершина Кёль-Баши (3220м).

Софийские озёра. Слева – г. Кёль-Баши. Немного правее центра снимка – г. Пештера

Спуск с перевала к озеру небольшой – не более 50 м, но довольно крутой, скально-осыпной.

На перевале Иркиз

Вид на перевал Иркиз с противоположного берега

большого озера

На перешейке между большим и нижним озерами, возле ручья отдыхали те двое быстрых туриста, которые идя налегке, сегодня обогнали нас на подъеме. Посидев немного они двинули дальше – в сторону верхнего озера, а потом наверное через на перевал Караджаш или в балку Гаммеш Чат.

Света с Макаром задержались на берегу большого озера. Макар традиционно уже принялся бросать в воду камни, а я не снимая рюкзака пошел к невидимому отсюда снизу верхнему озеру. В описании маршрутов взятом из инета было сказано, что много мест для палаток имеется на перешейке между большим и верхним озерами. Сначала пришлось подняться по крупным валунам  на возвышение, затем открылся вид на озеро. Верхнее озеро не обладало таким же красивым матово-лазурным цветом, в нем была просто темная, чистая и прозрачная вода. Берег озера на перешейке был очень низкий и плоский как пойма с коротенькой редкой травкой, множеством мелких камней. Тут несколько сыро и даже есть пара больших луж – этаких отделившихся фрагментов озера. Но меж тем, как раз в этом месте можно было видеть несколько вытоптанных мест под палатки, кое-где обложенные камнями. Одно из мест уже оказалось занято одинокой палаткой. Мне не очень понравилась эта низина. Я вернулся за Светой и Макаром и когда мы вместе снова оказались на перешейке, то решили поискать место для палатки где-нибудь повыше, чтобы оно было не таким сырым. Начали подниматься на небольшой моренный вал отделявший верхнее озеро от обрывистых склонов балки Кашха-Эрикчат, и вскоре нашли подходящее местечко на одном из небольших уступчиков. Место тоже слегка травянистое и почти плоское, но конечно далеко не идеальное - жесткое и бугристое.

Тем временем народ прибывал. Пока мы выбирали место для палатки, а потом ее ставили, на Иркизе одна за другой появлялись группы туристов, немного стояли там, любуясь, а потом спускались к озерам и шли на перешеек ставить свои палатки.

Новые туристы появляются на Иркизе

Большое Софийское озеро

Когда нам для обеда потребовалась питьевая вода, я решил набрать ее не из ближайшего к нам верхнего озера, а из вытекающего в сторону большого озера ручья. Но ручья не было видно. Тогда я пошел по перешейку в сторону склонов горы Кёль-Баши. Там среди каменных завалов обнаружилось понижение, в котором шумел весьма быстрый ручей.

Пока Света пробовала уложить Макара спать, я поднялся на гребень морены осмотреться. Сверху открывался головокружительный вид на кручи балки Кашха-Эрикчат. Само ущелье просматривалось на значительную глубину, но лежащее в нем на 400 м ниже озеро Ойматлы Джагалы-Кёль с этой точки не видно. Довершая композицию картины, на заднем плане, за долиной Софии протянулся зеленый хребет  Чагет-Чат.

Вид вниз по балке Кашха-Эрикчат. Слева – г. Пештера

Пройдя немного вправо, я увидел сверху нижнее Софийское озеро. На его берегу тоже уже появилось несколько палаток.

Нижнее озеро

Затем я прошел по гряде в обратном направлении, и когда забрал левее, то в глубине ущелья мне открылся вид на половину озера Ойматлы.

Виднеется озеро Ойматлы Джагалы-Кёль

Оно же - крупнее

Здесь моренная гряда уже понижалась и в этом понижении начиналась тропа в сторону верховий соседней балки Гаммеш-чат и перевала Караджаш. Но спуститься отсюда в ущелье было бы наверное нереально. Завтра будем искать спуск от нижнего озера, хотя судя по описаниям маршрута из инета, как раз от тропы ведущей к Караджашу существует альтернативный маршрут спуска в ущелье.

Макар не стал спать и вскоре мы вместе гуляли по морене, снова и снова любуясь горными панорамами.

Зубцы массива Караджаш

Солнца так больше и не было. Ветер снова гнал по небу косматые серые облака. Как раз за седловиной перевала Иркиз возвышается громадина Софии, которую живописно окутывают облака, время от времени открывая ее по частям.

Гора София

Ближе к вечеру недолго покапал мелкий дождик. Становилось весьма прохладно и мы с Макаром принялись возводить вокруг палатки стенку из камней от ветра. Макарка с большим удовольствием и с очень серьезным видом принимал участие в этом строительстве. Он усердно и долго таскал мелкие камешки, добавляя их в кладку и затыкая ими щели между моими более крупными камнями, либо находил интересующий его большой камень, который был ему не под силу, и просил меня его поднять. Кстати сказать, Макар только начинал учиться говорить, знал еще очень мало слов и псевдо-слов. И тут в горах его словарный запас уже успел пополниться парой имен собственных: Дукка и Алим, и некоторыми именами нарицательными, правда с некоторыми искажениями. Например слово «водопад», он произносил как «лаботап». А когда он просил меня поднять камень, то показывал на него пальцем и говорил: «папа, кАмеси…»

Каменная стенка.

На заднем плане – верхнее озеро

На берегу верхнего озера

Глядя на наше занятие, студенты из соседней палатки, расположившейся ниже нас на склоне морены, тоже принялись возводить вокруг каменную стенку. Благо, камней тут немеряно.

Но были здесь и такие туристы, которым совсем не прохладно, а скорее жарко. Один чел из вновь пришедшей к верхнему озеру группы первое, что сделал - это разделся и под ободрительные возгласы товарищей с небольшого скалистого мыска щукарём сиганул в ледяную воду. Как раз в это время моросил мелкий дождик.  Под вечер часть туристов нашего перешейка собрались вместе и принялись играть в мафию. Звали и нас, но мы не пошли, так как непонятно, кто бы тогда и чем занимал Макарку. Перед сном мы в палатке как обычно читали по десятому кругу стихи Маршака, делая паузы в некоторых ключевых местах, чтобы он сам вставлял нужные слова.