<<< назад

вперёд >>>

19 августа

День десятый

Софийские озера – Перевал Караджаш – озеро Кратерное – ущелье Кашха-Эрикчат – озеро Ойматлы Джагалы-Кёль

Эта ночевка была пожалуй самая холодная и жёсткая. Ночная температура опустилась ниже 10 градусов. Ветерок периодически вылетал из-за гребня морены и потрёпывал палатку. Света с Макаркой спали в общем крепко. Им вдвоем в спаренных спальниках теплее, чем мне. А у меня обычно мёрзнут упирающиеся в стену палатки нижние конечности. Однако, в этот раз я одел купленные накануне на Ледниковой ферме шерстяные носки и остался ими очень доволен. Даже пожалел, что не купили такие носки сразу всем.

Проснулся я рано, и долго лежал пытаясь снова уснуть, но не получалось. Были слышны отдаленные протяжные крики какой-то птицы. Крики были нечастые и напоминали жалобный писк. Похоже на орла или еще какого-то хищника из этого семейства. Потом лежать надоело и я вышел погулять с фотоаппаратом.

Вид с морены в сторону Софии

Вид на восток

Вид на юго-восток

г. София

Солнце только недавно поднялось над горизонтом. Все соседи тихо спали. Дул тот же бодрый западный ветер, что и вчера, но небо вроде бы прочищалось.

Палатки на перешейке между большим и верхним озёрами

Верхнее озеро. Вид в направлении перевала Караджаш

Слева – г. Кёль-Баши

Сегодня у нас запланирована радиальная прогулка налегке за перевал Караджаш к озеру Кратерному. А после обеда предстоит начать спуск по балке Кашха Эрик-Чат. И похоже, погода благоволит нам.

После стандартного завтрака мы взяли самое необходимое и примерно в 9 утра вышли на тропу, ведущую в верховья балки Гаммеш-Чат. Немного отойдя, оглядываемся назад – полюбоваться на Софийские озера. В сиянии солнечного утра они выглядят еще ярче. Даже верхнее озеро приобрело насыщенный красивый цвет. Двигаясь над обрывистыми склонами ущелья Кашха-Эрикчат нашли такой ракурс, в котором озеро Ойматлы Джагалы-Кёль видно полностью. Нам сегодня еще предстоит к нему спуститься.

Вид назад на Софийские озера.

Озеро Ойматлы-Джагалы-Кёль

Наша тропа идет, траверсируя склон горы Кёль-Баши, примерно на одной высоте. Есть небезопасный участок, где по правую руку крутой обрыв, но вообще тропа достаточно простая. В этом месте верховья двух балок сходятся, не образуя такого острого и крутого перевала как Иркиз, так что мы даже не заметили, как оказались на периферии обширного цирка в верховьях Гаммеш-Чат. Но чуть ниже по склону между этими двумя балками уже вырастает мощный разделяющий их гребень, увенчанный острой вершиной, носящей имя Пештера.

Цирк в верховьях балки Гаммеш-Чат. Слева – массив Караджаш

Тропа к перевалу Караджаш

В цирк Гаммеш-Чата нам спускаться не нужно, поэтому руководствуясь туриками, ибо четкая тропа на каменных россыпях кончилась, начинаем забирать влево, стараясь не удаляться далеко от склонов Кёль-Баши. Перелазим через продольную моренную гряду и попадаем на большой снежник, на котором видны свежие следы к перевалу Караджаш. Траверсировать снежник без кошек неудобно – скользишь боком.

Переход через снежник. Перевал Караджаш - впереди

Склоны горы Кёль-Баши

Вид назад. Слева видна гора Пештера

Перевал все ближе. Он представляет из себя хребетик протянувшийся словно мостик между вершинами Кёль-Баши и массивом Караджаш (sic. гора и перевал называются одинаково), и являющийся водоразделом между бассейнами рек Софии и Псыша. Перевал Караджаш расположен в самой низкой точке этого хребетика. Его высота около 3020 м над уровнем моря

Одноименная гора Караджаш в отличие от единого куполообразного массива Кёль-Баши разбита на несколько отдельных скалистых вершин, каждая из которых у альпинистов имеет свое название.

Выйдя непосредственно к началу подъема на перевал, попадаем на хорошо протоптанную тропу, очень круто идущую вверх небольшими зигзагами. Склон преимущественно скально-осыпной, травы гораздо меньше, чем при подъеме на Иркиз. Так как у меня за спиной ребенок, на некоторых особо крутых участках даже становится страшно. Навстречу нам с перевала быстро спускался, возвращающийся в лагерь студент. А в это время его друзья уже штурмовали с перевала вершину Кёль-Баши.

Подъём на перевал Караджаш

На заднем плане – озеро Запятая и гора Пештера

Подъем занял не больше 20 минут и в начале 11-го мы оказались на перевале.

Вид с перевала Караджаш на запад

За перевалом нас ждал короткий и пологий спуск в обширную чашу цирка заваленную моренными россыпями. В нижней части чаши заметно мелкое озерцо, в которое сползает большой снежник с высокого моренного вала. Где-то за этим валом, судя по карте, должна быть котловина озера Кратерного. Справа от нас, от массива Караджаш в сторону долины Псыша тянется островерхий гребень, в котором есть категорийный перевал Орленок, ведущий в верховья Гнилой балки, относящейся к водосборному бассейну реки София.

Нам навстречу на перевал Караджаш бодренько поднималась груженая группа туристов. Как я позже узнал, они - из минского турклуба. Вчера группа осуществила подъем от реки Псыш, преодолев более 1200 м по вертикали, и заночевала чуть выше Кратерного.

Оставив их отдыхать на перевале, мы прыгая по каменным россыпям принялись пересекать чашу цирка, держа курс на высокий моренный вал со снежником. Подъем на морену оказался крутоват.

Обратная сторона моренного вала круто обрывалась в глубокую котловину в которой красовалось крупное озеро такого же красивого цвета как Софийские. Оно наверное очень глубокое, поэтому так называется.

Кратерное озеро. На заднем плане г. Пшиш

Ледник Аманауз и река Аманауз

Мы долго созерцали это творение природы, находясь примерно на 150 м выше его глади. Но с такой великолепной обзорной точки было видно еще много чего интересного.

Если смотреть слева направо, то первое, во что упирается взгляд после озера, это – доминанта всего этого горного района – гора Пшиш (3790 м), выглядящая с этого ракурса очень правильной пирамидальной вершиной. Мы ее уже видели с перевала Айюлю с другого бока, и она смотрелась не менее величественно. У подножья Пшиша течет река Аманауз, берущая свое начало от одноименного ледника и впадающая затем в реку Псыш. Сам ледник также хорошо просматривается несколько дальше. Перемещая взгляд правее, мы переходим от Аманауза к уже знакомому нам Аркасарскому хребту и почти как на ладони видим перевал Айюлю и верховья долины реки Белой, по которой мы спускались. Отлично виден травянистый луг, где у нас была ночевка. Еще правее – уходящие вдаль вершины хребта Темир-Кулак вскоре заслоняются отрогом массива Караджаш с перевалом Орленок.

Перевалы хребта Аркасара: Олений и Айюлю.

В центре кадра – место нашей четвертой ночёвки

Более крупно: луг с полкой в верховьях долины р. Белой

Вдоволь нафотографировавшись, разворачиваемся и идем обратно к перевалу Караджаш.

Группа из Минска уже ушла, но на перевале появилась новая порция туристов, поднявшихся от Софийских. Их весьма заинтересовал наш способ переноски ребенка и кто-то даже сфотографировал это. Другие туристы с интересом разглядывали красный флажок и телефонный аппарат, для прикола специально оставленные на перевале ими же год назад. Кстати, даже находясь на трехтысячной высоте, мне не удаётся поймать сигнал на сотовом телефоне.

На спуске с перевала переноску с Макаром понесла Света, чтобы я не очень нервничал на опасных участках, потому что у нее, в отличие от меня, нет боязни высоты. Во время спуска можно наблюдать панораму цирка в верховьях балки Гаммеш-Чат. В котловине цирка – озеро Запятая. К нему мы уже сегодня не пойдем – его и с перевала хорошо видно. Правее – острая вершинка Пештеры, на заднем плане – тянется Чагет-Чат.

Вид с перевала Караджаш на восток. Озеро Запятая и гора Пештера

Возвращались в лагерь той же тропой.

На спуске с перевала

Снова любуемся с высоты озером Ойматлы Джагалы-Кёль

В половине первого мы в лагере. Из соседей почти никого не видно, хотя палатки почти все на месте. Видимо народ разбрелся по радиалкам. Быстро готовим обед, немного отдыхаем и потихоньку начинаем складываться, пока Макар прилег в палатке подремать.

В 3 часа мы покинули стоянку и обходя наш моренный вал, направились к нижнему Софийскому озеру, так как следуя описанию маршрутов, один из вариантов спуска по балке начинается где-то за ним. Мой рюкзак стал уже поразительно легким, несмотря на то, что я в него убрал и палатку. На себя мы поначалу одели штаны, а Света еще и куртку, так как после обеда небо заволокло облачностью и стало похоже на то, что будет дождь.

Нижнее Софийское озеро

Оно же

Миновав озеро, мы нашли вытекающий из него ручей. Вдоль него среди камней петляла малозаметная тропка.

Вскоре крутизна спуска начала усиливаться, а ручей, повернув влево и превратившись в бурный пенный поток оказался стиснут в глубоком овраге, по правому борту которого на некоторой высоте от русла шла уже хорошо протоптанная тропа.

В одном месте ручей образовал каскад водопадиков.

Пока что идти вниз было легко и интересно. Высоту мы теряли не слишком интенсивно. Спустя какое-то время русло ручья и тропа удалились друг от друга. Ручей еще более круто устремился вниз, а тропа огибая склон, стала забирать вправо.

Открылся вид на центральную часть ущелья Кашха-Эрикчат, куда нам предстоит спуститься.  Оно практически со всех сторон окружено скалистыми обрывистыми склонами. Стало понятно, что сейчас тропа пойдет очень круто вниз. Альтернативный маршрут спуска просматривался теперь на противоположной стороне ущелья. Он представлял из себя неширокий травянистый проход между непроходимыми скалистыми участками, переходящий в крупную каменную осыпь. Со стороны этот путь казался невообразимо крутым.

Центральная часть ущелья Кашха-Эрикчат.

Справа – г. Пештера

Но вот наконец и наша тропа начала резко терять высоту и стала весьма сложной.

Спуск в ущелье

Это сползание по склону продолжалось довольно долго, пока наконец мы не оказались на широкой травянистой террасе, где решено было отдохнуть. На крутом участке спуска стало жарко. Да и тучи стали расходиться, явно намекая, что дождь на сегодня отменяется. Поэтому я сменил штаны на шорты. Макар разминался в густой траве.

Идем дальше. Тропка подошла к краю террасы и снова круто устремилась вниз петляя среди зарослей рододендрона. Макар не захотел садиться в переноску, и этот участок спуска он преодолевал на своих двоих придерживаемый мамой за руку. В связи с этим скорость нашего передвижения упала, но спешить было некуда, половину пути до озера Ойматлы Джагалы-Кёль мы уже преодолели примерно за час.

Спустившись с кручи, оказались в главном русле балки Кашха Эрикчат, и дальше тропа какое-то время шла снова вдоль ручья довольно полого.

Вид вниз по ущелью

Вид в обратную сторону

Склоны Пештеры

Небо расчищается. Впереди открываются новые виды. Вот уже справа внизу показалось озеро Ойматлы Джагалы.

Ручей снова покинул нас – он устремился в тенистый овраг, чтобы кратчайшим путем донести свои воды в озеро. Уклон тропы тоже усилился, но она теперь шла по левому борту балки в густой траве. Наконец панорама озера открылась полностью.

Панорама балки Кашха-Эрикчат и озера Ойматлы Джагалы-Кёль

Вода  в нем какого-то необычного разбелённо-изумрудного цвета. Такие нам еще не попадались. Берега изрезанные, с заливчиками и парой крохотных островков: травянистый - с одной, и каменистый - с другой стороны.

Озеро Ойматлы Джагалы-Кёль

Однако мы находимся еще довольно высоко, и чтобы спуститься к озеру приходится преодолеть последний на сегодня крутой сброс с борта долины. Землистая узкая тропка среди густых трав шла вниз практически прямо, и было трудно удержаться на ногах, чтобы не шлепнуться на задницу.

Крутой спуск к озеру

Без двадцати пять спустились с кручи на уровень озера не далеко от места, где впадает в него главный ручей.

На берегу озера Ойматлы Джагалы

Тропинка далее идет вдоль берега озера к нижнему его концу, откуда вытекает другой ручей и уходит вниз по балке в долину р. София.

Вид от озера вниз по балке

И примерно в том месте почти на тропе оказалось небольшая плоская, вытоптанная в высокой траве площадка для палатки. Других подобных стояночных мест нигде поблизости не было заметно. Возможно, есть места на другой стороне ручья, представляющей из себя высокую конечную морену, подпруживающую озеро и полностью заросшую травой и кустарником, но туда не так-то просто перебраться.

Поэтому ставим палатку на найденной нами единственной подходящей площадке. Место удобное, можно сказать, что на самом берегу. Единственный минус – оно прямо на тропе. Но пока мы тут совершенно одни.

Света полезла в озеро мыться. Я тоже попробовал залезть в воду, но полностью погружаться в воду отпало желание. Наверное, я не так уж сильно запарился на спуске.

Вечер был длинный, ясный и тихий. Установив с Макаром палатку и побесившись немного в ней, мы прогулялись немножко по тропинке, уходящей далее вниз по балке.

Потом я сходил к верхней части озера, набрать из впадающего в него ручья воды к ужину. Стали появляться группы туристов, идущие сверху той же тропой, что и мы. Некоторые шли сначала к ручью, отдохнуть, другие спешили сразу спускаться дальше и приветствовали нас, проходя мимо нашей палатки, а мы в это время ужинали. Все туристы шли налегке и не планировали оставаться тут на ночь. Скорее всего они просто завершали дневной радиальный маршрут с подъемом к Софийским озерам по балке Ак-Айры и спуском по Кашха-Эрикчат, и теперь возвращались на Ледниковую Ферму. Люди все разные: и молодые, и далеко уже нет; и похожие на туристов, и больше напоминающие случайно забредших в горы опешивших дачников в сандалиях и джинсах.

После ужина, когда поток туристов кончился, мы решили прогуляться по морене, которая за ручьем, но даже к ручью подойти было не просто. Мы спустились в траву почти человеческого роста и поняли, что никто за ручей даже не ходит. Никаких троп туда не ведет. Переходить ручей в месте его выхода из озера мы не стали. Слишком широко. Вернулись обратно к тропе и проследили, как ручей течет дальше во всё более углубляющемся овраге, становясь бурным, но узким. Света с Макаром не стали спускаться в овраг, а я полез, намереваясь всё-таки перебраться на другую сторону. Совсем небольшой спуск в овраг оказался чрезвычайно крутым, и мне пришлось хвататься за кусты, чтобы не скатиться кубарем в ручей. Таким же крутым был и подъем на травянистую морену.

Ручей

Морена

Выбравшись на бугристую поверхность заросшей морены, я направился к ее краю, обрывающемуся в сторону Софийской долины. С этой точки открылась довольно симпатичная панорама на нижнюю часть балки Кашха-Эрикчат, склоны которой начиная с этой высоты местами покрывает березовое криволесье. В самом низу уже видно дно Софийской долины и дорогу, идущую по ней. А на другой стороне долины во весь свой рост предстал передо мною красиво подсвеченный вечерним солнцем хребет Чагет-Чат.

Вид в Софийскую долину из балки Кашха-Эрикчат

Дорога на дне Софийской долины

Склоны хребта Чагет-Чат

Хребет Чагет-Чат

Затем я вернулся к Свете и Макару. Они паслись в траве у ручья, найдя там чернику. Языки у них уже были синие.

Гора Кёль-Баши

С наступлением сумерек, мы забрались в палатку и почитав Маршака, быстро отрубились.