<<< назад

20 августа

День одиннадцатый

Озеро Ойматлы Джагалы-Кёль – Софийская долина – Поляна Таулу - река Псыш

Ночью не мерзли. Новое утро - ясное. Как обычно, добротно позавтракав, собираемся и в начале десятого покидаем стоянку. Наш горный поход близится к завершению. Осталось только спуститься в Софийскую долину и дойти по ней до поляны Таулу. А там – и до Архыза уже недалеко. Было только не совсем понятно, где мы будем ночевать последнюю ночь.

Спуск от озера к реке София с потерей высоты около 540 м занял примерно полтора часа. Тропа и вытекающий из озера ручей сразу разделились.

Первую половину спуска мы шли по высокому левому борту балки с не очень крутым уклоном вниз.

Вид назад

Вид вперед – в Софийскую долину

Достигнув криволесья, крутизна склона усилилась.

Участок криволесья уже позади

Особенно же круто оказалось в нижней лесистой части склона.

Чтобы попасть на дорогу, ведущую по Софийской долине к поляне Таулу, нам необходимо пересечь реку. Порыскав немножко вдоль левого берега Софии, мы не смогли обнаружить поблизости что-нибудь хотя бы отдаленно напоминавшее мост. Пришлось разуваться и переходить вброд. Река в этом месте не глубокая, но широкая и быстрая. Даже идя по колено в воде, есть опасность, что тебя снесет. А пока ты идешь, ноги сводит от холода, хотя согреваются потом на воздухе очень быстро.

Переходим реку София вброд

Привала мы делать не стали, сразу вышли на дорогу и двинули вниз по Софийской долине – в сторону поляны Таулу.

Вид ввех по Софийской долине

Дорога к поляне Таулу

Этой же дорогой мы в общем-то и пришли сюда пять дней назад, поэтому подробно описывать ее прелести не буду. Скажу лишь, что теперь путь нам освещало яркое солнце и какое-то время перед нами маячил гусеничный трактор, но вскоре мы его обогнали и лязг гусениц за спиной долго еще преследовал нас. Мы заглушали этот звук, напевая по просьбам Макарки подбадривающие детские песенки из мультфильмов, до тех пор, пока его совсем не стало слышно.

Вид на верховья балки Гаммеш-Чат.

Слева – г. Пештера, в центре – г. Кёль-Баши,

чуть правее – перевал Караджаш,

а одноимённый массив - в правой части снимка

Склоны хребта Чагет-Чат

В 12 часов мы остановились на небольшой отдых перед началом спуска к посту пограничников. К этому времени небо начало затягивать облачностью. На привале был включен один из наших телефонов. Сигнал был. Я позвонил нашему таксисту Сергею и мы договорились, что он заберет нас завтра из Архыза часика в четыре. Спешить в Невинномысск смысла не было, так как поезд у нас поздно вечером.

К поляне Таулу мимо поста пограничников спускались долго – Макар нашел себе палки и решил с ними пройтись пешком.

Спуск к поляне Таулу

Поляна Таулу

На поляне его удалось уговорить снова сесть в переноску. Нам уже хотелось поскорее добраться до рынка с хычинами.

На мосту через Псыш. На заднем плане – Софийский хребет

Река Псыш. Вид вниз по течению

На рынке мы посидели под навесами, поели хычинов. Стали думать, где будем делать последнюю ночевку. Я предлагал остаться на поляне Таулу и занять то же место, где мы уже стояли. Там пока никого не было. Но Света наотрез отказывалась довольствоваться тем маленьким мутным ручейком, что протекал неподалеку от стоянки. Перед поездом завтра утром она хотела по нормальному помыться в реке. Других хороших мест на этой загаженной поляне Таулу мы не увидели. Берега Псыша были густо усеяны отдыхающими и кучами мусора, невозбранно разносимого ветром по всей поляне.

В итоге мы решили тупо шагать дальше по дороге в сторону Архыза в надежде найти пригодное для ночевки не слишком грязное место.

Мы прошли полтора километра до впадения в Псыш реки Архыз и пока еще ничего подходящего не нашли. Там, где к берегу реки были спуски и просматривались места для стоянок, всё было занято. А там, где никого не было, были непролазные дебри из поваленных деревьев неприступных обрывистых берегов.

Дальше я пожалел, что мы не остались на Таулу, ибо Архыз добавил мути в чистые воды Псыша. И теперь везде ниже по течению реки вода была непитьевого качества. Мы от кого-то слышали, что вся эта муть идет с Малой Дукки. Там на ее берегах идут лесозаготовки и тракторы с грузовиками намесили грязи.

Тем временем погода испортилась. Теперь в любую минуту мог начаться дождь. Но мы прём дальше по грейдерной дороге из гальки и щебня. Машины здесь снуют часто. Иногда проносятся КАМАЗы. По левой стороне дороги  тянутся недавно построенные высоченные подпорные стенки из монолитного железобетона, защищающие от обвала на дорогу подрубленного склона горы. Справа прямо под дорожной насыпью шумит мутная река.

Так мы может быть и дошли бы до Архыза, но еще через пару километров поравнялись с погранзаставой, где получали пропуска в начале путешествия, а сразу после неё Псыш повернул вправо и береговая полоса между дорогой и рекой начала расширяться превращаясь в плоскую пойму поросшую смешанным хвойным лесом, представленным сосной и лиственницей. Как раз здесь у реки мы отдыхали перед тем, как получить пропуска.

Понимая, что это может оказаться последней возможностью найти место для стоянки не доходя до поселка Архыз, куда мы вовсе не рвались, спускаемся к реке и углубляемся в лес, двигаясь вдоль ее берега. Конечно и здесь довольно много лагерей, машин и мусора. Но мы уже поняли, что лучше не будет и вскоре нашли себе довольно сносное место. Ставим палатку.

Неудобство этого места следующее: для того чтобы пройти непосредственно к берегу реки нужно по камням или поваленным веткам пересечь неширокую, но длинную канавку, тянущуюся вдоль берега реки и заполненную стоячей водой. Что-то вроде лесной лужи, но ноги мочить не хочется и приходится скакать по камням.

Еще одно неудобство, а скорее даже проблема, это то, что у нас нет с собой питьевой воды на ночевку. Из реки мы эту воду пить не станем даже кипяченую. Поэтому я оставил Свету с Макаром в палатке и, взяв немного денег, отправился налегке в поселок за водой. А они тем временем попытаются поспать. Поднявшись от реки, я срезал через лес, чтобы кратчайшим путем выйти на дорогу, а потом втопил в направлении Архыза. Пара километров до поселка и еще метров 500 по его центральной улице до скопища магазинов и рынка. По поселку бродит много людей, тут довольно людно. Бегают спортсмены бегуны по одному и группами. Но сам поселок непригляден. Возможно таким его делает пасмурная погода.

Я купил в одном из магазинов пятилитровку воды «Архыз». Как раз на въезде в поселок и расположен разливочный цех этой продукции. Нужно было еще найти памперс для Макара, но аптеки тут нет, а в продуктовых магазинах с этим как-то туго.

Несмотря на некоторую людность, в нашем лесу было на удивление тихо и весьма умиротворяюще. И если бы не мусор, то возможно это было бы вообще прекрасное местечко. Дождя сегодня так и не случилось. А к ночи небо даже расчистилось и показались звезды.

Вечером после ужина, я занялся костром. Хворосту много найти не удалось, да и то, что я нашел, не особо хотело гореть. Но один котелок вечернего чая на костре все-таки получился. С наступлением темноты, после того как Макар уснул, мы еще посидели у дымного костерка со Светой, лузгая семечки.